Зара Довжанская
ПРЕОДОЛЕНИЕ /отрывок/
…..Тема преодоления – очень близка и необходима нам. Нас это волнует. Чингиза Айтматова мы считаем своим автором. Исполняем его «Солдатенка», «Материнское поле» и вот в 1975 году задохнулись от только что вышедшего «Белого парохода», заболели им, и нам казалось, что не делать его уже невозможно. Мы – это актриса Инна Самитная, сценограф Сергей Вербук и я. Работая над «Белым пароходом», долго искали среду, пространство, в котором бы одна актриса могла провести двухчасовой спектакль. Наша Земля, ее природа, весь мир – это наш дом. Он кажется нам маленьким, незащищенным, открытым. И мы построили на сцене островок-дом, островок-мир, где происходило все действие моноспектакля, где прямо в песке находилась кровать, висела люлька. По ходу спектакля гармония этого кусочка человеческого обиталища разрушалась, падала люлька, когда зло заполняло это крошечное пространство и некуда было спрятаться, некуда было уйти, иначе как покинуть этот мир... Сценограф Сергей Вербук выстроил на сцене деревянный помост из грубо сколоченных досок. Помост окружен висящей рваной старой рыбачьей сетью. На ней кастрюля, спинка и сетка от кровати. На помосте, засыпанном песком, стоит чурбан с топором, который может быть принадлежностью деда Момуна и всего его трудового рода и который становится страшным орудием, уничтожающим Олениху, сказку, мальчика, жизнь мальчика. Каждый предмет, который находился на сцене, имел несколько назначений, несколько смыслов. Сценограф очень точно почувствовал интонацию Айтматова и пафос театра. Вместо задника натянута черная материя, на ней полукругом растянута рыбачья сеть, впереди висит люлька, настоящая люлька-бешик, который принесла на своих рогах Мать Олениха для людских детей. Сеть превращается в травы, цветы, в небо, в облака, когда мальчик с нею играет, а в руках Оразкула становится страшной паутиной, из которой мальчик не находит выхода. Но, уходя из жизни, он как бы завещает нам оставаться самими собой, вершить суд над пассивностью, над неспособностью противостоять злу. Мальчик барахтается в сети, стараясь спастись от человеческой жестокости, а на белый станок, ведущий в зал, выходит актриса Инна Самитная и произносит последний текст Айтматова от себя, от театра, от всех нас.
Немного об актерах театра. Инна Самитная. Работать с ней для меня счастье, работать с ней - как пить родниковую воду из колодца. Легко, радостно. Природа ее щедро одарила. Одухотворение, красота, необыкновенная работоспособность и удивительная заразительность и органика. Она всегда разная и всегда узнаваемая. Это она, Инна Самитная, в первом моноспектакле «Еще о войне», читая, играет медсестру Марию Степановну, глубоко переживающую отсутствие писем от мужа с фронта, страдания раненых, жалея их. Она вводит нас в то суровое время холода, голода, одиночества, тяжкой женской доли. Актриса живет в рассказе, и мы чувствуем растерянность, одиночество Марии Степановны и сочувствуем не вине ее, а беде, когда она сама вершит суд над собой. «О, эти женские судьбы, охваченные войной, ничьим судам не подсудные, с углями под золой». В спектакле «Одержимая» Леси Украинки Инна Самитная – Леся больная, одинокая, все ее мысли там, на ее родной Украине, и происходит чудо. Инна – Леся у нас на глазах, сиюсекундно создает свою лебединую песню – «Лесную песню». И мы верим в одержимость героини. Да, она одержима творчеством, жизнью, любовью к людям. Очень трудно писать о каждой работе Самитной, так как это тема отдельной статьи, где можно интересно проследить каждое движение души актрисы. Антуан де Сент-Экзюпери. «Ночной полет». Самитная ведет рассказ от имени жены летчика Фабьена, который погиб в воздухе. Фабьеном для нас был Экзюпери – это о нем болело сердце, это его жизнь была точкой отсчета. В спектакле жена Фабьена проигрывает для себя его жизнь и не хочет мириться с его гибелью – она требует, чтобы полеты были отменены. Таким образом, спектакль об Экзюпери тоже был «Еще о войне» – о том трагическом, которое захватывает всех нас потерями близких и любимых. Но нужно жить, нужно работать, нужно отдавать людям добро. Это и моя боль, и боль Инны Самитной – это тоже тема преодоления. Полеты должны продолжаться! Жизнь должна продолжаться! И нужно жить так, как жил Фабьен, как жил Экзюпери... С их уходом из жизни нужно лишь продолжать их жизнь в своей, с суровой меркой их отсчета…